Пабло Пикассо – художник испанского происхождения, который долгое время жил и творил во Франции. Именно с этими фактами биографии и связаны разногласия в произношении известной фамилии. Одни поклонники его таланта говорят с ударением на второй слог, другие – на третий.
Если разобраться, то ошибкой не будет ни тот, ни другой вариант. Если за норму брать испанское произношение, то ударным будет второй слог: ПикАссо. Если же следовать французской традиции, откуда и пришло к нам это слово вместе с работами художника, то ударным будет третий слог, так как во французском языке ударение всегда падает на последний слог в слове: ПикассО.
Что же говорят словари на этот счет? Ф. Л. Агеенко в «Словаре собственных имен русского языка» дает один вариант – с ударением на гласную А. В остальных словарях можно найти помету, что оба варианта не будут ошибкой. Однако большее распространение получил именно испанский способ произношения, ведь фамилия, по сути, является испанской.
Иноязычные фамилии чаще всего не склоняются, как и множество существительных, пришедших к нам из других языков: жалюзи, партер. Фамилия Пикассо тоже относится к несклоняемым, то есть во всех падежах и числах она будет звучать одинаково. Ударение, соответственно, тоже остается на месте.
Однако действуйте последовательно. Если вы произносите фамилию с ударением на вторую или третью гласную, оставайтесь верны себе. И свой выбор при любых вопросах желательно уметь обосновать. Мы даем множественное число, подразумевая значение «члены семьи Пикассо».
Фамилия Пикассо вызывает немало споров, разрешить которые может только орфоэпический словарь. А он дает нам два варианта произношения. Запомнить их помогут мнемонические стихотворения:
Я стою у кассы
На выставку Пикассо.
Нарисую колесо,
Как у Пабло Пикассо.
Они в ней находили порочную прелесть верленовских изломов и манящую жуть сладострастия Пикассо.
А. И. Куприн «Париж интимный»Завтра у этой девочки день рождения, я купил ей в подарок небольшой рисунок Пикассо.
Андре Моруа «Сентябрьские розы»Двойник Гомеса сел в автобус, прочел газету, улыбнулся Рамону, говорил о Пикассо, смотрел картины Мондриана.
Жан-Поль Сартр «Смерть в душе»